Есть ли переработка обуви на Дмитровском заводе РТИ? Туда отправляют партии Rendez-Vous, Nike и другие бренды

Нас часто спрашивают, можно ли сдавать обувь в Rendez-Vous, Nike и другие бренды, которые передают партии на дальнейшую переработку Дмитровскому заводу РТИ. Ниже узнаете, доверяем мы этому предприятию или нет. 

Основная деятельность Дмитровского завода РТИ — переработка автомобильных шин, производство резиновой крошки (https://dz-rti.ru/utilization/shiny/). Её используют для шинного производства, а также при строительстве стадионов, дворов, детских игровых площадок, теннисных кортов, беговых дорожек и других площадей. 

В чём особенность обуви? Она многосоставная, только подошва обычно состоит из трёх материалов (резина, полиуретан, этилвинилацетат), а ещё клей, пластик, ткани разных видов, фурнитура… По технологии, которую используют на РТИ, обувь перед измельчением не разбирается на составные части (подошву, верх, шнурки и т.п.). Сортировка по материалам происходит уже после измельчения обуви. В обуви подошва составляет только 30%, что происходит с остальными составными материалами — вопрос.

Как происходит переработка обуви? На первом этапе обувь целиком измельчают в специальном оборудовании. И только после этого удаляют текстильные и металлические элементы. Далее крупную крошку измельчают до нужного размера, смешивая с резиновой крошкой от автомобильных покрышек в пропорции 5:1 и окрашивают в цвет будущего сырья. В результате получается разноцветная резиновая крошка с примесью различных частиц — то есть сырьё невысокого качества.

Вывод: сырьё получается неидеальным. Такую крошку часто отказываются использовать заказчики. Да и сырья для резиновой крошки в виде автомобильных покрышек — в избытке, поэтому производство крошки с добавлением измельченной обуви бессмысленно.

В статье журналистов АСИ и материалах в соцсетях Дмитровского завода РТИ говорится, что текстильные и металлические элементы, отсеянные на этапе производства крошки, используются в качестве вторичного сырья. Металлические предметы действительно могут быть отсеяны из общей массы магнитом, но не весь металл, а только железо. С текстильными элементами дело обстоит сложнее. В статье говорится:

«Завод перерабатывает и текстиль. Из отходов производят текстильную обрезь и ветошь. Их используют для изготовления сырья для спортивного инвентаря, теплоизолирующего материала сэндвич-панелей, армирующего компонента для производства бетонных и асфальтобетонных конструкций».

Однако ни в официальных аккаунтах, ни в статье АСИ не показаны процессы переработки текстиля (поэтому акции по приёму одежды в «Детском мире» мы не можем доверять), а тем более элементов обуви в виде грязного ворса с остатками резины, ПВХ, текстиля, кожи и других составных частей обуви. Вряд ли такой микс пригоден для производства утеплителей. Да и мы не знаем, делают ли его вообще. На сайте завода есть только описание процесса:

Зато в интернете много фото и видео от жителей соседних поселков о том, что и летом и зимой из трубы котельной на территории завода валит густой чёрный дым, вероятнее всего, образующийся от сжигания грязного ворса. Сжигание происходит без фильтров, а значит в атмосферу выделяются опасные вещества и соединения, в том числе диоксины и др.

На многочисленные обращения в Росприроднадзор, Министерство экологии и природопользования местные жители получают только отписки о том, что нормы по выбросам не превышены, а на резонные вопросы в социальных сетях завода отвечают, что покажут всё, но позже. 

Активисты движения «РазДельный Сбор» много раз обращались к Дмитровскому заводу РТИ: запрашивали информацию о всём процессе переработки обуви и текстиля и просили организовать экскурсию. К сожалению, показывать все процессы РТИ не торопятся. Более того, в 2019 году с помощью компании Rendez-Vous была организована и согласована экскурсия на завод для активистов движения «РазДельный Сбор», но по необъяснимым причинам нас развернули прямо у ворот. На вопрос, что происходит с «хвостами» после сепарации обуви, представители завода ответили прямо — в котельную.

Вынуждены констатировать, что по состоянию на декабрь 2020 года мы не можем рекомендовать сдавать старую непригодную для носки обувь в бренды, сотрудничающие с Дмитровским РТИ: Rendez-Vous, Nike, Ralph Ringer и благотворительный магазин «Лавка Радостей». Как видите, вопросов больше, чем ответов. Если Дмитровский завод делает хорошее дело, то зачем скрывать процессы, 2 года кормить активистов обещаниями и не пускать на предприятие? Те, кто действительно хотят сделать хорошо, ведут себя максимально открыто и стараются привлечь внимание общественности.

Напоминаем про экологичный подход к использованию обуви

Выбирайте обувь на свой вкус и по размеру, не забывайте учитывать условия её будущей эксплуатации. Зная свойства материалов, это не так-то и сложно. Избегайте ношения кожаной обуви в дождь и слякоть, имейте в гардеробе резиновую или иную влагоустойчивую и специально подобранную на этот случай обувь. Не скупитесь на приобретения средств по уходу за обувью, в том числе водоотталкивающих и укрепляющих пропиток, и вы сами удивитесь тому, как долго обувь прослужит вам.

Поделиться в соц. сетях:

Комментирование запрещено