«Чтобы не просыпалось»: обязан ли кассир упаковывать что-то в бесплатные пакеты?

Нередко кассиры пытаются положить определенные виды продуктов (крупы, сливочное масло, мороженое и т.п.) в «индивидуальный» пакет.

Обосновано ли это с точки зрения закона?

В каком случае магазин обязан обеспечивать покупателя бесплатной упаковкой?

Пакеты-сумки («Майки»)

В российском законодательстве нет нормативного акта, который бы обязывал продавца (или кассира) складывать купленные товары (или продукты) в пакет.

В Гражданском кодексе РФ про договор купли-продажи указано, что продавец обязан передать товар, а покупатель — принять его. Возможность забрать товар появляется, когда вы расплачиваетесь на кассе. То, как вы будете переносить товар — в сумке, корзине, в руках, — не зависит от продавца.

Продовольственные товары. «Упаковочные» прозрачные пакеты

По закону* нельзя продавать нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары. Например, гречку или муку нельзя купить россыпью без всего. Они должны быть расфасованы и упакованы, а упаковка входит в стоимость продукта.

Некоторые развесные товары (сухофрукты, конфеты) могут взвешиваться и упаковываться прямо в торговом зале. В таких случаях товар должен быть упакован. Вид бесплатной упаковки определяет продавец (пакет, бумага, пищевая плёнка, контейнер и т.д.). Главное, чтобы она обеспечивала сохранность и целостность товара.

Из продовольственных товаров упаковывать надо весовые изделия** в случае их разрезания на части. Т.е., если вам отрезали кусок колбасы или сыра, продавец обязан его упаковать.

Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли (СанПиН 2.3.5.021 – 94 от 30.12.94 № 14) вообще не предусматривают дополнительной упаковки ни для каких видов расфасованной и упакованной продукции. Более того, в единственном месте, где упоминается такая возможность, сказано: «3.8.8. Для отбора и определения свежести хлеба и хлебобулочных изделии в магазинах самообслуживания (отделах) должны быть специальные вилки, щипцы. Для упаковки хлебобулочных изделии в предприятиях рекомендуется организация продажи бумажных и полиэтиленовых пакетов».

Вывод: когда кассир пытается дополнительно упаковать в пакет пачку йогурта, сметаны, пачку соли и т.д., он НЕ руководствуется законом.

Эти товары уже расфасованы и упакованы производителем, продавец не обязан их дополнительно бесплатно упаковывать. Если вы как покупатель не уверены в надёжности фабричной упаковки, боитесь, что что-то рассыплется или протечёт, вы вправе купить дополнительный пакет.

*Постановлением правительства РФ №55 от 19.01.1998 года утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. Закон «О защите прав потребителей»

** Колбасные, сахарные, кондитерские изделия, сыры и т.п. в оболочке, обёртке, плёнке, пергаменте, бумаге и прочих упаковочных материалах, хлебобулочные изделия

Непродовольственные товары

Затаривания требуют те товары, которые могут быть повреждены (разбиты) или загрязнены при транспортировке:

  • постельное и нательное бельё;
  • чулочно-носочные изделия;
  • посуда из стекла и фарфора;
  • новогодние игрушки и т.д.

Продавец обязан упаковывать товары, которые могут загрязнить или повредить вещи покупателя, например, хозяйственное мыло без упаковки.

Также продавец обязан упаковать пуговицы, кнопки, гвозди, шурупы, прищепки и подобные мелкие изделия. Метражные товары: ткани, полотна, ленты, кружева, тесьму и т.д. Луковицы растений, рассада, семена, корма для животных и птиц тоже затариваются бесплатно. Вид упаковки выбирает продавец на своё усмотрение.

Стандарты обслуживания покупателя

Итак, кроме случаев, специально перечисленных в действующих законодательных актах, продавец не должен укладывать товары в дополнительную упаковку по собственной инициативе. Более того, он не обязан выдавать бесплатные пакеты даже по просьбе покупателя, но может предоставить их на возмездной основе.

В то же время, в большинстве магазинов существуют внутренние правила и должностные инструкции продавца-кассира. Они базируются на так называемых Стандартах обслуживания клиента (покупателя), которые бывают как локальными (принятыми отдельным предприятием), так и действительными для целой сети или отрасли. В Стандартах процесс отпуска товара может регулироваться по-разному: в одних дополнительная упаковка вообще не предусмотрена, в других – обязательна чуть ли не для большинства товаров.

Вот, к примеру, выдержка из должностной инструкции кассира торгового центра формата «Гипермаркет»:

«Данный товар требует упаковки: – молочная продукция (сырки, творог и т.д.); – сыпучие продукты; – колбасные изделия; – товар, находящийся в пластиковой таре (отдел кулинарии: салаты, гарниры и т.д.); – химия (порошки, мыло и т.д.); – текстиль (носки, трусы, майки, полотенце и т.д.) – хлебобулочные изделия (хлеб, булочки); – заморозка; – штучные овощи и фрукты; – все, что попросит покупатель».

Как видим, половина списка никак не связана с требованием закона. Однако кассир, как сторона трудового договора, обязан подчиняться этим правилам, иначе он рискует подвергнуться дисциплинарному взысканию.

Ситуация выглядит парадоксально: в погоне за «имиджем» предприятия торговли требуют от своих сотрудников выполнять то, что ни одним нормативным актом не предусмотрено, а покупатели воспринимают как должное услуги, на которые они по закону не вправе рассчитывать.

За подготовку материала благодарим нашего волонтёра Веру.

Вы можете помочь нам в составлении полезных уникальных материалов — присоединяйтесь к волонтёрскому движению.

Поделиться в соц. сетях:

Комментирование запрещено