Обзор территориальной схемы Москвы

В статье представлена краткая выжимка из 28 страниц территориальной схемы Москвы.

Согласно ФЗ 89, все субъекты федерации должны разработать и принять территориальную схему по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. У нас есть территориальная схема Москвы, утверждённая 9 августа 2016 года. Если вы смогли найти территориальную схему Москвы 2018 года, пожалуйста, напишите нам с пометкой «Территориальная схема Москвы»: rsbor.msk@gmail.com

 Сама выжимка не содержит наших оценочных высказываний, но жирным шрифтом зелёного цвета мы даём комментарии по теме. 

Чтобы лучше понимать – словарь терминов

Территориальная схема (далее в тексте — терсхема) — один из главных документов Москвы по обращению с отходами.

На основе терсхемы должно осуществляться:

— Стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами;

— Определение целевых показателей отрасли обращения с отходами до 2025 года;

— Деятельность регионального оператора (далее в тексте — регоператор) по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее в тексте — ТКО) и других операторов;

— Определяются источники образования отходов, объекты сбора, накопления, утилизации, обработки и обезвреживания;

— Модернизация и строительство объектов размещения, захоронения, хранения и обезвреживание отходов;

— Разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Из этого перечня видно, насколько важна терсхема Москвы. На её основе осуществляется практически вся деятельность, связанная с отходами в столице.

Население Москвы и состав ТКО

По данным от 1 января 2016 года, численность постоянно проживающего населения Москвы — 12,330126 млн. Объектов образования отходов (жилые дома и общественные места, промышленные объекты и т.п.) 91738.

Всего за год образуется 7 918 136 тонн отходов (это 40 878 348 кубометров).

77% отходов IV класса опасности и 100% отходов V класса опасности отправляют из Москвы в другие субъекты РФ для последующей утилизации, обезвреживания, размещения. 9% IV класса отходов утилизируется в Москве (включая сжигание).

В составе ТКО преобладают:

Пищевые отходы — 24,7%;

Бумага, картон — 24,3%;

Стекло — 11,4%;

Пластмассы — 16,2%.

Из текста всей терсхемы не ясно, зачем нужно разделение на IV и V класс опасности. V класс опасности — отходы, собранные отдельно, оказывающие минимальное влияние на окружающую среду. Существование в реальности такого класса отходов возможно при внедрении раздельного сбора, который в Москве повсеместно не внедрён. Смешанные отходы уже имеют IV класс опасности и выше: если в кучу мусора попадёт батарейка или ртутный градусник, класс опасности повышается. 

Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов

К 2020 году планируется захоранивать:

— ТКО IV класса опасности — до 50%;

— ТКО V класса опасности — до 25%.

К 2025 году планируется захоранивать:

— ТКО IV класса опасности — до 40%;

— ТКО V класса опасности — до 20%.

Целевые показатели не конкретны. Они касаются только захоронения. Не указывается, что будет с остальной частью отходов. Самое главное: нет целей по объёмам/процентам утилизации (переработки) материалов. Т.е. не идёт речи о раздельном сборе. Предоставлены данные, что в 2015 году и 1-м полугодии 2016 было отобрано 6% вторичных материалов, без объяснений, что с ними сделали: сожгли или переработали.

Региональные операторы

В зону деятельности регионального оператора входят все источники образования ТКО, места их сбора и накопления, за исключением ТКО, в которых услуги по обращению с ТКО осуществляют подрядчики исполнители по государственным контрактам, заключённым в рамках эксперимента по обращению с ТКО и крупногабаритным мусором в СВАО, САО, ЮЗАО, ЮВАО, ЗАО, ЗелАО, ВАО, СЗАО, ЦАО.

Учёт объёма и массы твёрдых коммунальных отходов осуществляется регоператором на основе договоров и Правил коммерческого учёта объёма или массы ТКО согласно п.п.505.

При осуществлении сбора ТКО в других предназначенных для этого ёмкостях оператор определяет места сбора и накопления ТКО, время сбора и вправе устанавливать требования к ёмкостям, используемым для накопления ТКО.

Контейнеры для ТКО предоставляют регоператоры либо лица, осуществляющие деятельность по транспортировке ТКО и имеющие договоры с регоператорами. По соглашению сторон, контейнеры могут быть предоставлены лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, органами государственной власти и местного самоуправления, иными лицами.

Регоператор обязан информировать о любых изменениях, связанных с отходами, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Пересмотр терсхемы

Пересмотр положений территориальной схемы осуществляется не реже одного раза в год с учётом Правил определения нормативов накопления ТКО.

Итого, никакой информации о раздельном сборе. Даже в терсхеме московской области присутствовали такие пункты, как экологическое просвещение, иерархия обращения с отходами, контроль за внедрением системы раздельного сбора. В территориальной схеме Москвы мы ничего из этого не увидели, и это печально. Это значит, что внедрение раздельного сбора в Москве пока что не находится даже на стадии планирования. Есть целевые показатели о снижении помещения отходов на полигон, но об альтернативах не рассказано. Подозреваем, что все лишние проценты будут отправляться на запланированные мусоросжигательные заводы Московской области и создание РДФ топлива.

Комментирование запрещено