Рано или поздно – дойдем: организация раздельного сбора отходов в деятельности регионального оператора

Автор статьи — Анна Гаркуша
Статья подготовлена специально для 72 номера издаваемого «БЕЛЛОНОЙ» журнала «Экология и право».

Часть первая. Современные стратегии работы региональных операторов

Подавляющее число территориальных схем и региональных программ не содержит четких целевых показателей по внедрению раздельного сбора отходов. Если в территориальной схеме нет раздельного сбора, он игнорируется и в контрактах между правительством региона и региональными операторами. Таким образом, региональные операторы не имеют заказа от государства на организацию раздельного сбора. В результате большинство региональных операторов считают раздельный сбор отходов (РСО) для себя нерентабельным и стремятся работать в основном со смешанными отходами, извлекая из них на сортировках, а затем продавая, вторичное сырье.

Но даже в тех регионах, где территориальная схема предполагает РСО, речь идет в основном о формате «сингл стрим», когда отходы предлагается раскладывать на «два ведра»: указанное на табличках вторсырье и все остальное. Собранное таким образом вторичное сырье по-прежнему нуждается в сортировке, а «все остальное» по-прежнему содержит много полезных фракций, например, пищевые отходы. Такие «два ведра» населением все равно воспринимаются как мусорки и подобным же образом наполняются, поэтому ключевым фактором в этой системе является сортировочная линия. В итоге абсолютно неэффективная система (сортировка смешанных твердых коммунальных отходов) заменяется на просто неэффективную.

Часть вторая. Почему раздельный сбор отходов непривлекателен для регионального оператора

1. В контракте не предусмотрены расходы на создание инфраструктуры раздельного сбора и ее обслуживание

В тарифы регионального оператора для населения закладывается стоимость транспортировки, обработки, обезвреживания и захоронения отходов плюс фиксированная часть заработка самого регионального оператора. Там нет излишков для покупки дополнительных контейнеров для РСО и их обслуживания, если их не заложили заранее, как, например, сделали власти Ленобласти, где в Порядке сбора (накопления) ТКО, в том числе раздельного, указана необходимость внедрения РСО по системе «сингл стрим», а в тариф для регионального оператора заложена стоимость контейнеров для РСО.

Чтобы развивать сферу обращения с отходами в регионе, региональный оператор может претендовать на субсидии из госбюджета, но только на строительство сортировок и мощностей по утилизации отходов. На создание и обслуживание инфраструктуры для раздельного сбора денег тоже не предусмотрено.

2. Раздельный сбор отходов не приносит быстрых денег

Чем на большее количество фракций раздельно собирают отходы, тем это качество и количество выше. Раздельно собранные отходы требуют меньше затрат на досортировку и иные виды обработки перед утилизацией, поэтому их выгоднее продавать. Однако эта выгода наступает не сразу, а после налаживания работы системы, охвата достаточного количества контейнерных площадок, выработки оптимального графика вывоза вторсырья, приучения населения к правильной подготовке отходов перед отправкой в специальный контейнер. Может пройти от нескольких месяцев до года, пока система РСО заработает в полную силу и начнет приносить прибыль.

Часть третья. Рекомендации по организации раздельного сбора отходов региональным оператором в рамках действующего законодательства

Как бы ни было несовершенно законодательство, региональный оператор, при желании, может внедрять раздельный сбор, не нарушая никаких правил и не уходя «в минус».

Путь первый. Сотрудничество с товаропроизводителями, в результате которого обе стороны получают выгоду: товаропроизводители инвестируют в раздельный сбор, а региональный оператор обеспечивает им утилизацию собранного вторичного сырья.

Путь второй. РСО без начальных инвестиций.

1. Поскольку раздельный сбор позволяет сокращать количество смешанных отходов, часть контейнеров для ТКО можно перепрофилировать под вторичное сырье. Для этого достаточно поменять «этикетки».

2. Также можно приобрести контейнеры в рассрочку, выплачивая их стоимость из средств, вырученных за вторичное сырье. В России существуют перерабатывающие компании, заинтересованные в сырье и «раздающие» свои контейнеры-сетки как бы в долг. Возврат долга осуществляется пластиком, а по окончании расчетов вторсырье можно продавать, куда душа пожелает. Одна из таких компаний – «ЭкоТехнологии» (Тверь).

3. Сотрудничество с уже работающими отраслевыми операторами и интеграция функционирующих проектов в общую схему обращения с отходами на взаимовыгодных условиях.

Путь третий. Развивать собственные мощности по переработке наиболее ценных видов вторичного сырья для снижения общих затрат. Практика показывает, что когда в одних руках сосредоточены все этапы работы с отходами, начиная с раздельного накопления и заканчивая утилизацией, оперативные затраты значительно снижаются. На примере компаний, работающих в Петербурге, можно отметить, что удельные затраты на одну тонну ПЭТ (полиэтилентерефталат) значительно ниже, если у заготовителя есть возможность не только загрузить и вывезти вторсырье с контейнерной площадки, но и досортировать его на своей базе, запрессовать и закиповать для укрупнения и накопления товарных партий, а часть даже и переработать в продукцию. В качестве примера можно привести проект компании «ПромИндустрия» из Набережных Челнов, которая организовала не только раздельное накопление вторичных ресурсов от населения и их вывоз, но и дальнейшую сортировку и частичную переработку полимеров в полимерпесчаную плитку. Укрупненные партии ПЭТ и макулатуры уезжают на крупные производственные предприятия. Стеклобой, который остается, но пока не находит масштабного применения, планируется использовать также в производстве тротуарной плитки – как замену песку.

Часть четвертая. Раздельный сбор пищевых отходов: от проблемы к успеху

Пищевые отходы составляют до трети мусорного ведра россиян. Сами по себе они – прекрасное сырье для производства компоста или биогаза, но, попадая в одну емкость с другими отходами, создают проблему для дальнейшей сортировки и обрекают большую часть ТКО к размещению на полигоне. Но поскольку работа с пищевыми отходами требует креативного подхода на всех стадиях – от их накопления в квартирах и придомовых территориях до вывоза на утилизацию, – эту сложную проблему оставляют «на потом».

В то же время, решив ее в первую очередь, можно с минимальными затратами организовать процесс сбора и утилизации всех остальных отходов. Идеальный вариант – когда такая работа планируется с участием проектных организаций и фиксируется в территориальных схемах и региональных программах. Региональные операторы, желающие внедрять раздельный сбор, в том числе пищевых отходов, могут инициировать корректировку этих документов.

Часть пятая. Как привлечь население к сортировке отходов

Вовлечение населения в процесс раздельного накопления является одним из решающих факторов создания эффективной модели обращения с отходами. Представление о дремучести и бескультурье россиян в этой области несколько преувеличено, но не лишено оснований, ибо пренебрежение, которое государство проявляло к проблеме отходов на протяжении десятилетий, дало свои плоды. Сегодня привлекать жителей к участию в сортировке отходов необходимо различными методами, в том числе экономическим стимулированием. К сожалению, на данный момент регулирующие органы не разработали действенного инструмента, позволяющего каждому жителю ощутить личный вклад в придомовой раздельный сбор (накопление) на своем кармане.

Представляется, что на вывоз раздельно собранных отходов должен существовать пониженный тариф. Его введение и обоснование требует серьезных экономических расчетов и взаимодействия с тарифными комитетами региона. Например, в одном из районов Краснодарского края тариф для регионального оператора предположительно будет 180 руб. за кубометр ТКО. Региональный оператор хотел бы ввести раздельный сбор. Чтобы простимулировать население участвовать в сор­тировке, планировалось плату за смешанные ТКО повысить на 50%, а плату за раздельно собранные – понизить на 50%. Расчеты производились исходя из того, что порядка 50% отходов – это вторсырье. Получалось, что, несмотря на такую дифференциацию (270 и 90 руб.), средний тариф по контракту остался бы прежним. Но рассчитать и обосновать необходимость такой дифференциации в рамках полномочий регионального оператора – это нелегкая задача, которая к тому же не быстро решается.

И если это по каким-либо причинам не получается, то региональный оператор может официально вывести собираемые раздельно отходы из-под понятия «ТКО» в понятие «отходы от использования товаров» (4-й блок Федерального классификационного каталога отходов, V класс опасности) и предоставлять услугу по раздельному сбору отходов для населения на общих основаниях, как «рядовой» отраслевой оператор.

Многие россияне уже сегодня участвуют в раздельном сборе отходов без каких-либо финансовых поощрений, просто потому что знают – так правильно. Следует повышать и развивать экологическую культуру граждан в области обращения с отходами, создавать такую информационную среду, в которой со всех сторон жители будут узнавать, почему важен раздельный сбор, какие существуют виды переработки отходов, на какие предприятия едут собранные ими отходы и что из них производят.

Рано или поздно, но региональным операторам все равно придется внедрять раздельный сбор отходов. В противном случае очень скоро такие полномочия законодательно передадут новым игрокам рынка. Станет ли текущий момент точкой роста для «новорожденных» региональных операторов – решать им. И хотя путь к правильной системе обращения с отходами труден и извилист, но Россия выбрала верное направление, а значит, рано или поздно – дойдет. Тем более что к ее услугам – весь 40-летний опыт Европы.

Поделиться в соц. сетях:

Комментирование запрещено