Раздельный сбор на МЦК: правда или фикция?

Московское центральное кольцо открылось в 2016 году. На его станциях стоят симпатичные цветные контейнеры для раздельного сбора. Мы решили разобраться, что к чему, и подключить общественный контроль: куда отправляются раздельно собранные отходы и действительно ли их кто-то перерабатывает?

Как пришла идея внедрить раздельный сбор на МЦК?

Нам самим очень интересно. Возможно, управление решило, что пора делать шаги в развитии раздельного сбора. Или захотело сделать «красиво», «как в Европе». В итоге получилась красивая с виду система, которая на деле работает далеко не идеально. Просто потому, что до разыгрывания тендеров она не была продумана.

Тендеры проводились управляющей компанией по нескольким направлениям:

  • на разработку контейнеров;
  • на утверждение компании, которая занимается вывозом, досортировкой и отправкой вторсырья на переработку;
  • на утверждение клининг-компании.

Это делалось непоследовательно, без чёткой системы и без консультаций экспертов.

И вот результат:

  • пользователи МЦК чаще всего не сортируют мусор, скидывая все отходы в один из отсеков контейнера;
  • контейнеры, симпатичные и разноцветные, не удобны для использования в общественных местах;
  • компания, отвечающая за переработку, «Хартия», получает вместо вторсырья смешанный мусор, который сложно рассортировать.

Что можно было бы сделать?

Много всего.

Для начала нужно было проконсультироваться с экспертами. Людьми, которые не первый день в теме раздельного сбора, знают, как вовлекать население, как и где ставить контейнеры, могут продумать логистику. Эксперты могут разработать комплексную стратегию по внедрению раздельного сбора на МЦК.

Например, разработать контейнеры, подходящие для мест общего пользования. Для этого нужно было провести отдельное морфологическое исследование: у людей, которые едут куда-то, образуются другие отходы, не такие, как в домах, офисах или в парках. К тому же, контейнеры должны быть удобными по своим размерам, для пользования пассажирами, для их опорожнения.

Эксперты могли помочь в разработке должностных инструкций для уборщиков, обслуживающих контейнеры. Уборщики не обязаны быть идейными людьми, но должны понимать, как правильно работать с контейнерами и не вводить в заблуждение пассажиров, рассказывая им, что всё поедет на свалку.

Ещё можно было бы настроить способы опорожнения контейнеров. На МЦК их опорожняют по графику, неважно, заполнен пакет до конца или нет. Можно было бы выносить по факту заполнения, учитывая нормы соответствующих СанПиНов, тогда пакеты не выносили бы почти незаполненными.

Вообще, система «Молча поставили контейнеры и ничего не объяснили» — заведомо плохая система. У МЦК есть огромный потенциал для экологического просвещения: электронные табло в каждом вагоне, рекламные электронные стойки на остановках. Хорошо продуманная кампания по просвещению помогла бы людям понять, что делать с такими контейнерами, а некоторых вдохновила бы на организацию раздельного сбора у себя дома.

Уборщики кидают всё в одну кучу, да?

К сожалению, иногда такое случается. В должностных инструкциях у них прописано, что этого быть не должно.

За обслуживание контейнеров отвечает клининг-компания. Её работники опорожняют контейнеры и передают отходы фирме, ответственной за вывоз, досортировку и отправку на переработку. Персонал клининг-компании иногда не знает, как обслуживать контейнеры, но у них есть чёткие должностные инструкции, которым они должны следовать. Если вы видите, что все отходы скидывают в один пакет, это — нарушение.

Куда увозят отходы?

За вывоз и досортировку отходов ответственна компания «Хартия». Ценное вторсырьё, которое можно отобрать, действительно направляется на переработку. Поэтому не всё так плачевно, как кажется: сразу на полигон эти отходы не попадают.

Что делать, если я вижу, как всё скидывают в один пакет?

Не молчите! Обращайтесь в Единый Информационно-Сервисный Центр ОАО РЖД (ЕИСЦ ОАО «РЖД»).

Дополняйте слова фотографиями, если сможете их сделать.

Одна из сторонниц нашего движения так и сделала. Она увидела уборщика, который скидывает всё в один пакет, и спросила, зачем это делает. Тот не смог внятно ответить. Тогда она написала в филиал РЖД. Обращение было рассмотрено, проведены проверки. По итогам нарушающий должностные инструкции сотрудник уволен, а клининг-компания, отвечающая за работу с контейнерами, получила штраф.

Именно так работает общественный контроль: когда люди, неравнодушные к проблеме раздельного сбора, влияют на изменения. Присоединяйтесь: вместе мы сможем всё!


присоединяйся к другим проверкам

Комментирование запрещено