Обзор территориальной схемы Московской области

В статье представлена краткая выжимка из 85 страниц территориальной схемы по обращению с отходами Московской области. Сама выжимка не содержит наших оценочных высказываний, но жирным шрифтом зеленого цвета мы даём комментарии по теме. 

В статье используются аббревиатуры и термины:

ЗТО – завод термического обезвреживания, он же МСЗ – мусоросжигательный завод. Подробнее про опасность мусоросжигания у нас в отдельном разделе.
РДФ – Refuse-derived fuel – топливо, получаемое из мусора. Чем опасно — в нашей статье.
ТКО — твердые коммунальные отходы –  отходы, образующиеся в жилых и производственных помещениях в процессе потребления физическими лицами. Предметы или товары, потерявшие потребительские свойства.
МО — Московская область
Терсхема — территориальная схема
Утилизация  = переработка. По ФЗ-89 — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Захоронение — размещение отходов на полигонах.

Обзор территориальной схемы по обращению с отходами Московской области

В территориальной схеме обращения с отходами Московской области подробно рассказывается об отходах, их видах, источниках их образования, способах их накопления, перевозки, утилизации и захоронения.

Цель документа — организовать комплексную систему обращения с отходами в Московской области. В территориальной схеме обозначена иерархия действий с отходами:

  • В качестве главного приоритета указывается максимальное использование исходного сырья, предотвращение образования отходов, снижение класса опасности.
  • На втором месте — обработка, утилизация и обезвреживание отходов в целях получения из них различных ресурсов.
  • На последнем месте — безопасное захоронение отходов с минимумом воздействия на окружающую среду и человека.

Установлены целевые показатели, в результате достижения которых к 2023 году доля захораниваемых отходов должна снизиться с 95% до 41%.

В начале терсхемы — иерархия обращения с отходами. Но первому пункту (предотвращение образования отходов, максимальное использование вторсырья, снижение класса опасности), самому важному, в документе уделена одна страница, тогда как настоящий вектор действий — продвижение мусоросжигания, создание РДФ-топлива, модернизация и расширение полигонов, постройка новых полигонов и МСЗ… Предотвращение образования отходов и переработка по факту остаются на заднем плане.

***

В Московской области проживает около 7,5 миллионов человек в 14 муниципальных районах и 53 городских округах. В год образуется 9,3 млн т отходов, из которых твердые коммунальные отходы составляют 3,835 млн т. Территориальные особенности МО — это высокая плотность населения, сезонность отходов (летом в МО людей живёт больше, следовательно, и мусора больше) и нехватка инфраструктуры для грамотной работы с отходами. Особенно много отходов образуется на северо-востоке, востоке и юго-востоке МО.

В документе написано, что все предлагаемые меры помогут привести к переходу на цикличную экономику. Указывается, что размещение на полигонах и термическое обезвреживание (попросту говоря, сжигание) мусора — наименее предпочтительный вариант, а предотвращение образования отходов, их повторное использование и переработка имеют высший приоритет.

Несмотря на то, что термическое обезвреживание указывается как наименее предпочтительный вариант, в дальнейшем говорится, что к 2030 году планируется сжигать 30% ТКО и перерабатывать 26%. Это не соответствует заданному курсу развития, о котором говорится в первой части терсхемы. А само сжигание не является элементом циклической экономики, т.к. невозвобновляемые ресурсы планеты просто уничтожаются вместо возвращения в производственный цикл. 

***

Накопление, переработка, сжигание отходов

Терсхема предполагает раздельное накопление отходов (вторсырье — отдельно, смешанный мусор и пищевые отходы — отдельно; подробнее о двухконтейнерной системе читайте здесь). Вторсырьё будет вывозиться на сортировочные станции, там его разделят на фракции. Всё, что не может быть переработано и не относится к высокому классу опасности, отправится на мусоросжигательные заводы («заводы по термическому обезвреживанию отходов», как аккуратно называют их авторы документа).

Не объясняется, как именно будут отделять опасные отходы. Предполагается отдельная система сбора батареек и ламп, но в ТБО есть еще много других опасных отходов: аккумуляторы, ртутные градусники, конденсаторы, трансформаторы…

По данным, указанным в терсхеме, современные сортировочные станции из смешанных отходов способны выделить до 15% полезных вторичных ресурсов. Раздельный сбор отходов и улучшение сортировочных станций способны существенно увеличить эти показатели.

В целевых показателях обращения с ТКО до 2030 года указано, что к 2020 году 29% отходов Московской области будут перерабатываться. Но в 2021 году начинают работать МСЗ, и процент переработки уменьшается. Планируется, что в 2030 году лишь 26% будет перерабатываться, целых 30%сжигаться. Остальные 44% будут захоронены. При этом расчёте не учитываются объемы, которые будут поступать на МСЗ для сжигания из Москвы.

План, в котором процент сжигаемого выше процента перерабатываемого, означает, что МСЗ становится прямым конкурентом с отраслью переработки за вторсырьё. С появлением МСЗ процент переработки уменьшается. Если бы мусоросжигательных заводов не было, альтернатива в виде раздельного сбора распространилась повсеместно. В терсхеме признают, что у существующих перерабатывающих заводов есть проблема с недозагруженностью — несложно понять, что постройка МСЗ ситуацию не улучшит. Мифы о пользе МСЗ читайте здесь.

***

Отслеживание эффективности обращения с отходами

Для изучения эффективности полигонов используется следующие способы:

— пробы подземных вод, почвы и воздуха (от общего объема допускается 5% проб, не соответствующих экологическим требованиям);

— количество возгораний ТКО за год в расчёте на 1 га полигона не должно превышать 0,5 возгораний для новых полигонов и 1 возгорание для действующих полигонов.

Не менее 15% поступающего на сортировку ТКО должно быть отправлено на переработку, не считая сырья для компостирования и топлива.

Согласно целевым показателям, масса переработанных отходов уже в 2019 году должна составлять 28%, но, если на переработку вторсырьё будет отправляться по минимуму, т.е. 15%, то целевые показатели достигнуты не будут.

***

Раздельное накопление отходов

Согласно терсхеме минимальный стандарт системы раздельного накопления отходов — двухконтейнерная система.

Полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования, сортируются отдельно от прочих — пищевых, растительных и смешанного мусора. Загрязнения отходов не происходит, повышается качество вторсырья.

При этом, как указывается в терсхеме, в случае заинтересованности и наличии возможностей раздельный сбор отходов может осуществляться путем использования большего количества различных контейнеров для отдельного сбора стекла (в том числе, по цветам), пластика, бумаги и прочих фракций (многоконтейнерная система) при условии подтверждения вывоза отдельных контейнеров (каждого) отдельно от остального, т.е. исключая смешивание.

В терсхеме указано, что существующих 432 объектов переработки ТКО достаточно, т.к. предприятия недозагружены. Капитальных затрат на создание мощностей по переработке вторичных отходов в МО не требуется.

Выделенный жирным абзац о том, что контейнеров может быть больше двух, очень важен. Это значит, что система раздельного сбора согласно терсхеме может не останавливаться на двух контейнерах. Но о том, что означает «заинтересованность и наличие возможностей» и чьи это должны быть заинтересованность и возможности — жителей или региональных операторов, — в документе не сказано. 

***

Согласно терсхеме в 2017 году были запланированы некоторые пилотные проекты. Но мы считаем, что их реализовали неэффективно, безграмотно — одним словом, формально. 

То же самое можно сказать и про переработку опасных отходов. В документе рассказано, какими должны быть контейнеры для опасных отходов и что в МО такие уже есть, но на деле все эти контейнеры принадлежат фирме «Экобокс». Эта компания своей нечестной деятельностью не раз привлекала внимание активистов и даже телевидения, но всегда уходила от ответа. Почитайте подробнее об их деятельности. 

***

Экологическое просвещение населения

В 2017 году в МО провели 1181 мероприятие экологической направленности регионального и местного значения. В них участвовало почти 1,7 миллионов человек.

С 2018 года планировали провести еще больше мероприятий, разработать и внедрить новые образовательные стандарты — например, Экологический час в образовательных учреждениях.

Одна из главных целей просвещения — воспитание у детей и взрослых отношения к мусору как к вторсырью и обеспечение экологически безопасной территории МО.

Повсеместно и масштабно распространяются материалы, областные газеты, билборды, передачи на подмосковных радиостанциях и ТВ, в которых говорят о безопасности МСЗ (статья о том, как миллионы рублей были потрачены из бюджета на создание таких «просветительских материалов»). Других просветительских материалов такого же масштаба, в которых говорится о культуре раздельного сбора, мы не встречали. В терсхеме есть список проведённых акций, но наши волонтёры в 15 подмосковных штабах не сталкивались с ними, кроме субботников и посадки деревьев. Ничего не сказано о просвещении взрослых — не было лекций, мастер-классов, интерактивных уроков. Как именно будет проходить «воспитание взрослых» в таких условиях — неясно.

*** 

Контроль за внедрением раздельного сбора

Информация об установке контейнерах передается в Министерство экологии и природопользования МО.

Как утверждается в терсхеме, совместно с общественными организациями осуществляются рейды для проверки достоверности предоставленной информации и контроля вывоза. Вывоз отходов при двухконтейнерной системе должен осуществляться двумя разными мусоровозами, а при многоконтейнерной системе каждый вид отхода вывозится отдельно.

Дополнительно предлагаются изменения в кодекс об административных нарушениях (КоАп РФ) по увеличению максимального порога штрафа для физических и юридических лиц по мусорным составам и проработка мер наказания за отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей раздельное накопление и переработку отходов.

Неясно, какими именно общественными организациями проводится контроль. Например, ни нас, ни наших коллег, волонтёров, которые реально выясняют судьбу контейнеров в МО, не звали на «рейды». Мы и наши единомышленники часто фиксируем вывоз контейнеров для РСО вместе со смешанным мусором, отсутствие реакции местных властей, управляющих и вывозящих компаний на нарушения. Более того, они подтверждали тот факт, что вторсырьё вывозят на полигон! «Пусть люди пока привыкнут к цветным контейнерам, а потом, с  1 января, когда придёт регоператор, будет и раздельный вывоз». Такая халатность катастрофически отталкивает и вызывает недоверие населения к РСО в принципе. Сами муниципальные власти и управляющие компании подтверждали: общественный контроль, о котором говорится в терсхеме, — не более, чем формальность.

*** 

Свалки

Совместно с организацией «Общероссийский Народный Фронт» создана интерактивная карта www.kartasvalok.ru с информацией о несанкционированных свалках МО. Туда можно отправлять жалобы, на основе которых ведётся учёт нарушений, работа по мониторингу и ликвидации свалок.

По состоянию на август 2017 года, принято 406 обращений, 176 находятся на стадии обработки, а устранено 232 нарушения.

С 1 января 2019 года контроль за образованием и своевременная ликвидация свалок будет входить в обязанности регоператоров.

Полигоны

По состоянию на 1 января 2017 года на территории МО эксплуатировались 19 полигонов для захоронения ТКО.

Распоряжением Министерства (от 27.12.2017) утверждены корректировки 13 инвестиционных программ для организаций, которые эксплуатируют полигоны. Согласно программам, на период до 2021 года запланированы мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, разработка актуальной проектной документации, строительство системы дегазации полигонов, очистных сооружений, ограждений, систем по контролю за въезжающим и выезжающим транспортом.

Новые полигоны собираются строить рядом с уже существующими, чтобы «снизить социальное напряжение».

Увеличат следующие полигоны ТКО:

  • «Алексинский карьер», Клинский район;
  • «Храброво», Можайский микрорайон;
  • «Воловичи», Коломенский район;
  • «Непейно», Дмитровский район;
  • «Ядрово», Волоколамский район.

Новые полигоны будут построены в:

  • г.о. Серебряные Пруды;
  • Сергиево-Посадском районе;
  • г.о. Кашира.

Увеличение полигонов — это по сути постройка новых полигонов рядом со старыми. Модернизация полигонов — оснащение их новых оборудованием, техникой и пр. Можно представить, сколько денег на это ушло. 

Мусоросортировочные комплексы

Кроме сортировочных станций планируется строительство мусороперерабатывающих комплексов. На них будут:

  • отбирать вторичные ресурсы;
  • компостировать органические отходы;
  • производить топливо RDF.

Мусороперерабатывающие комплексы будут построены рядом с полигонами:

  • «Алексинский карьер», Клинский район;
  • «Храброво», Можайский микрорайон;
  • «Воловичи», Коломенский район;
  • «Непейно», Дмитровский район;
  • «Ядрово», Волоколамский район.

Мусороперерабатывающие комплексы — крупные предприятия, построенные рядом с полигонами. На них будет полуавтоматически рассортировываться поступающее вторсырье и смешанные отходы. В целом, термин «мусороперерабатывающий комплекс» некорректен, потому что там не перерабатывают — а только обрабатывают и досортировывают. Вторсырьё направят на перерабатывающие заводы.

Из смешанных отходов (в основном, органических) будут делать техногрунт. Его используют для пересыпки карьеров, полигонов, дорог. Это один из самых простых и дешёвых способов обращения с пищевыми отходами. Из оставшихся несортируемых отходов будут делать РДФ-топливо, которое отправится на сжигание в печи цементных заводов и котельных. Они, кстати, не предназначены для того, чтобы их топили мусором, потому что там нет фильтров и соответствующего оборудования. 

ЗТО (заводы термической обработки)

В терсхеме сказано, что термическое обезвреживание ТКО обеспечивает лучший экологический эффект, чем размещение отходов на полигонах. Согласно терсхеме «выбросы вредных веществ в воздух находятся на уровне, характерном для обычных тепловых станций, производящих электрическую энергию».

Предусмотрено строительство четырех заводов по термическому обезвреживанию (мусоросжигательные заводы) на территории МО, мощностью 700 тыс. т. каждый. Они будут располагаться по периметру Московского малого кольца (а/д А107) или на небольшом удалении от него. Половина мощности заводов будет зарезервирована для отходов, поступающих из Москвы.

Согласно терсхеме «наилучшими земельными участками для их расположения» являются площадки в районе Наро-Фоминска (МО-2), Солнечногорска (МО-4), Ногинска (МО-3) и Воскресенска (МО-1).

Помимо полигонов, МСЗ и мусороперерабатывающих комплексов планируется создать сортировочные и перегрузочные станции вблизи от населенных пунктов, в том числе на месте полигонов, подлежащих закрытию и рекультивации. Такой подход позволит снизить расходы на транспортировку.

Мы слишком возмущены заявлениями о безопасности МСЗ, чтобы что-то как-то комментировать. В терсхеме сказано лишь, что «наилучшими земельными участками» являются вышесказанные, т.е. может показаться, что это еще не точная информация. Но далее в терсхеме можно найти снимки со спутника с уже выделенными конкретными территориями, что говорит об обратном — всё уже решено. Если хотите узнать о настоящем воздействии МСЗ, прочтите статью «Мифы и факты об “Энергии из отходов”». Полный список статей о МСЗ здесь. Как будет контролироваться содержимое сжигаемого — неизвестно. Уже сейчас из проектировочной документации становится ясно, что сжигаться будет всё подряд.

***

Региональные операторы

За грамотное соблюдение всего цикла работы с ТКО (приём, транспортировку, обработку, утилизацию, сжигание, захоронение, контроль за образованием и своевременная ликвидация несанкционированных свалок) будут отвечать региональные операторы. Это 7 компаний, каждая отвечает за свою территорию:

1 — Чеховская зона РО;
2 — Каширская зона РО;
3 — Воскресенская зона РО;
4 — Ногинская зона РО;
5 — Сергиево-Посадская зона РО;
6 — Алексинская зона РО;
7 — Рузская зона РО.

Подробнее о региональных операторах и их работе читайте здесь.

Комментирование запрещено