Что такое гринвошинг

Гринвошинг – «зеленое отмывание», «зеленый камуфляж» – экологичное позиционирование компании или товара/услуг без достаточных для этого оснований.

Термин ввел в обиход американский биолог и эколог-активист Джей Вестервельд еще в 1986 году.

Как работает гринвошинг?

Покупатель видит продукт, и у него складывается ощущение, что этот продукт натуральный, экологичный и «зеленый». Это достигается разными способами: обещаниями, псевдомаркировкой, рекламой и расплывчатыми формулировками. По данным Европейского союза, 76% непродовольственных товаров в магазинах Европы содержат какое-либо заявление об экологичности.

Здесь идет игра на чувствах аудитории и ее неопытности.

Покупка «зеленой» продукции дает ощущение связи с большим сообществом людей, обладающим разными положительными характеристиками: заботой о природе, любовью к животным, неравнодушием, социальной позицией.

Компания предоставляет покупателю такую возможность: он может купить крем для лица, или джинсы, или что-либо еще, и чувствовать, что тем самым помог природе. Бренд получает «зеленый» имидж и знающего о нем клиента.

А, например, с продуктами питания, покупатель чувствует, что заботится о своем здоровье, покупая более «зеленую» еду, чем другая.

Продавец уверяет покупателя, что в его продукте не содержится вредных примесей, или что он способствует лечению каких-то недугов, даже если в составе лечащий компонент находится на последних позициях.

Покупатели верят в то, что, покупая особенные продукты, станут здоровее, крепче и проживут дольше. К сожалению, способов отличить настоящий экологически чистый продукт от обычного, немного. Главные помощники потребителя – упаковка, которую гринвошинг старательно делает «зеленой», да информация в интернете, которую мало кто ищет, выбирая кусок сыра или колбасы. 

В ход идет все, что позволяет путать потребителя, при этом оставаясь в рамках закона: использование размытых утверждений, зеленые значки на упаковке, которые на самом деле ничего не означают, громкие цифры и процентные соотношения, за которыми ничего не стоит… 

В России отсутствуют законы, регламентирующие использование приставок и терминов «эко-», «био-», «зеленый» и производных: «не содержит…», «без…», или «полезен для…». Уровень экологической грамотности низок у большинства потребителей и специалистов, работающих в сфере коммуникаций, поэтому кодексы профессиональной этики часто нарушаются. Органы по экологичиеской сертификации не всегда работают добросовестно.

 

Зачем все это делается?

Во-первых, такой подход повышает имидж бренда в глазах покупателя. Забота об окружающей среде, использование натуральных компонентов, зеленые маркировки на упаковках способствуют тому, что бренд представляется хорошим, положительным, или, если упрощать, «добрым». Продажи растут.

Во-вторых, это позволяет увеличивать цену на товар. Логика продаж жестока: хочешь быть здоровым, красивым и добрым – плати, ведь на этом экономить не принято. Настоящие зеленые продукты чаще всего стоят недешево, и гринвошинг, стремящийся быть копиркой таких продуктов, не собирается отставать.

В-третьих, к «зеленому» бизнесу может быть особое отношение властей. Занимаясь зеленым бизнесом, можно рассчитывать на снижение определенных налогов, помощь и поддержку государства.

Органика и гринвошинг: как отличить одно от другого?

Предупрежден – значит вооружен. Чтобы не пугаться количеству зеленой упаковки, смотрящей на вас с полок магазина, можно делать несколько шагов:

изучить список экомаркировок, подтвержденных международно-признанными экологическими сертификатами – иногда производители подделывают известные маркировки, делая их чуть похожими внешне, а иногда дизайнеры бренда создают свои несуществующие «зеленые» значки;

сверяться с экспертизами независимых сертифицирующих центров – в отличие от тех центров, которые спонсируются брендом, или же собственных лабораторий, независимые центры предоставляют данные, больше похожие на правду;

обращать внимание на состав – например, вредные пищевые добавки и консерванты в еде – это маркеры, указывающие на отсутствие экологичности;

подписаться на тематических блогеров или тематические хештеги – в любой соцсети, которой вы пользуетесь, можно найти лайфхаки и советы, написанные доступным языком;

– обращаться к производителям в случае, если маркировка не вызывает доверия: можно спрашивать, какими экосертификатами, результатами испытаний в независимых лабораториях, патентами и технической документацией можно доказать заявленные свойства продукта.

Эти способы помогут вам научиться отличать настоящие органические продукты от тех, которые только претендуют на такое название. Продукты, отмеченные подобными маркировками, не обязательно вредят здоровью: обычно они просто такие же, как и их собратья без маркировки, просто дороже. А вот стоит ли переплачивать, тем самым поддерживая нечестного производителя – решать вам.

Комментирование запрещено