Сан-Франциско: законодательные шаги к нулю отходов

Программа “Ноль отходов”

Пока в России отдельные активисты рассказывают о том, зачем вообще нужны переработка и раздельный сбор, в Сан-Франциско уже есть установленный план: к 2020 году добиться нуля отходов. 80% отходов там обретают «вторую жизнь».

С 2009 (!) года местными властями введен правовой акт, который обязал жителей сортировать все отходы на те, что:

  •         Перерабатываются;
  •         Компостируются;
  •         Должны быть захоронены на полигонах.

Основа раздельного сбора в этом городе: три урны разного цвета. Синяя – для того, что можно переработать, – пластик, бумага, стекло, металл. Зеленая – для пищевых отходов. Черная – для всего остального, что пойдет на свалку. Уменьшение объемов этой урны – важная часть программы переработки.

 

Электронику, батарейки, масла, лекарства и другие виды опасных отходов собирают в специально отведенных местах, о чем информируют жителей. Одежда тоже попадет в специальные контейнеры.

Выполнением требований по сбору и переработке занимается частная компания Recology.

Что делать с органическими отходами?

Что делать с органическими отходами – вопрос, волнующий многих горожан, занимающихся раздельным сбором. В Сан-Франциско он решен довольно красиво.

Каждый день в городе собирается 650 тонн органики. Ее сдают и люди, и кафе, и продуктовые магазины. Горожанам даже дают советы, как обращаться со своими пищевыми отходами. Чтобы урны с остатками пищи не раздражали запахом, организаторы советуют: замораживать компост в биоразлагаемых мешках, чаще освобождать урну и пересыпать пищевые отходы содой. Часть продукции из той, что сдают магазины, свежая, собирается отдельно и может быть употреблена в пищу. 

Каждое утро грузовики продуктового банка собирают по городу продукты, которые не настолько “красивы”, чтобы украшать полки магазинов. К 6 утра все собранное свозится в одно место. Там волонтеры вручную сортируют привезенные свежие продукты; получившиеся рационы питания (больше 100 000) отправляют в семьи с низким доходом.

А польза всем: город экономит на вывозе значительной части отходов. Не теряются ценные продукты, на производство которых потрачены ценные природные ресурсы. И не голодают люди.

Вся остальная органика собирается в городе на специальной сортировочной станции и уезжает за 150 километров из города на больших грузовиках. Там находится компостный завод города. Компост вызревает 30 дней, его постоянно увлажняют и аэрируют. Потом его покупают фермеры и виноделы. Круговорот вдохновляет: остатки выращенной фермерами пищи превращаются в удобрение для других растений этих фермеров.

Транспорт в Сан-Франциско

Отдельного внимания заслуживает транспортная система Сан-Франциско.

В качестве топлива для городского транспорта здесь используют биодизель. Его создают из… масла, на котором до этого жарили еду! Раньше такое масло просто смывали в канализацию, и это создавало проблемы для очистки сточных вод и отравляло залив.  Теперь, при помощи специальных цистерн, масло собирают и, перерабатывая, получают биодизель, которым снабжают муниципальный автопарк.

Что касается личных автомобилей, то местным управлением было сделано все для того, чтобы быть владельцем автомобиля в городе было невыгодно:

  • высокие цены за парковку;
  • большие штрафы за несоблюдение ПДД;
  • запреты на стоянку;
  • отсутствие парковок, ограничения по времени;
  • цены на бензин (цена на него – третья по величине в США после штатов Гавайи и Аляска);
  • стоимость страховки;
  • мойка (обычная автоматическая мойка обойдется в 35 долларов, больше 2000 рублей);
  • ремонт;
  • гаражи (300-400 долларов в месяц);
  • налоги на владение автомобилем.

В результате большая часть населения предпочитает велосипеды, троллейбусы и трамваи.

 

Власти Сан-Франциско утверждают, что половина вещей на их свалках может быть переработана или компостирована, что повысит показатели еще на 10%. Чтобы дойти максимальной отметки в 100%, уже производители должны изменить технологии производства. Это требует изменений и дополнений в законодательстве, и местных властей это не смущает: они планируют идти до конца.

Сан-Франциско: просветительская работа

Помимо изменений в законодательстве, в Сан-Франциско была произведена колоссальная просветительская работа.

Для того, чтобы объяснить и научить людей пользоваться такими способами, были затрачены большие ресурсы: уроки, лекции, плакаты, инфографика… Кураторы проекта считают действенным точечный метод: буквально каждой семье и организации объясняют, что к чему.

В ход идут и поощрения: например, скидка на вывоз мусора, если семья уменьшает свой объем черной урны. От «метода кнута» отказались, чтобы не отпугивать людей от системы штрафами и налогами: жители города должны осознавать важность программы, а не разделять из боязни негативных санкций.

Просто поставить контейнеры разных цветов – это одно. А вот объяснить людям, как ими пользоваться, что куда выкидывать, а, главное, зачем нужно “лишний раз напрягаться” – совсем другое.

Опыт Сан-Франциско доказывает: внедрение системы раздельного сбора реально. И все ресурсы, затраченные на это внедрение, быстро окупаются. Да, программа неидеальна, но она дополняется и расширяется, позволяя получать прибыль из того, что принято называть мусором, и уменьшать вредные выбросы в атмосферу.

 

Репортаж и фильм о программе “Ноль отходов” в Сан-Франциско

 

 

На сайте Greenpeace можно посмотреть документальный фильм “В погоне за нулём: ноль отходов”, в котором показывают и рассказывают об опыте Сан-Франциско. Для этого нужно пройти предварительную регистрацию, после чего Вам придет ссылка на почту. Приятного просмотра!

Комментирование запрещено