«Мусорный» кризис в Подмосковье

О том, что «мусорный» кризис в Подмосковье неизбежен, если не начать предпринимать меры, экологи говорили еще в 2015 году. Основные факторы:

  • стремительный рост населения, а следовательно, увеличение количества мусора;
  • неконтролируемая многоэтажная застройка и сокращение свободных территорий;
  • исчерпание ресурсов действующих полигонов (из 39 закрыто 24, остальные 15 работают на пределе мощности);
  • бездействие или недостаточность мер со стороны правительств Москвы и Московской области.

В настоящее время решение проблемы идет с сильным опозданием: только с 2019 года в Московской области заявлено внедрение раздельного сбора отходов.

В Москве, производящей 7 млн тонн отходов в год и вывозящей свой мусор в область, раздельный сбор отходов фактически не налажен:

  • в территориальной схеме по обращению с отходами нет ни слова о раздельном сборе отходов и сокращению их образования
  • согласно долгосрочным госконтрактам компании, занимающиеся вывозом московского мусора, обязаны ставить 1 пункт для раздельного сбора на 12 500 человек (и даже эти нормативы не выполняются), отсутствуют целевые показатели, прозрачность отчетности по количеству вывезенного и сданного на переработку вторсырья
  • по данным на мая 2018 года (круглый стол в Общественной палате Москвы) компании-операторы собирают не более 1% отходов на переработку и более делать не будут, так как чисто технически выполнили условия контрактов

Московская область производит 4 млн тонн отходов в год. На данный момент правительство Московской области вопреки иерархии обращения с отходами по 89-ФЗ делает ставку на сжигание мусора и сортировку смешанных отходов. Мощные комплексы должны быть построены в течение ближайших лет. Однако сжигание – наиболее убыточный способ обращения с отходами. А сортировка смешанных отходов, во-первых, не позволяет эффективно отсортировать многие полезные фракции (ведь они портятся, смешавшись с пищевыми отходами и становятся непригодными для переработки). А во-вторых, исключают из цепочки непосредственных участников жителей.

Ведь проблема мусора – социальная. И только вовлекая население в раздельный сбор, обращая внимание людей на проблему, можно достичь главную цель, прописанную в федеральном законе: сокращение образования отходов. Гораздо более эффективное, менее затратное и комплексное решение разработано российскими практиками. Оно включает сортировку отходов на уровне квартиры на три составляющие:

  1. Органические/пищевые отходы.
  2. Перерабатываемые сухие отходы.
  3. Смешанный мусор.

При таком подходе большую часть отходов можно безопасно переработать, а оставшиеся неперерабатываемые «хвосты» прессовать и складировать на полигоне (то есть на полигоны пойдёт на 80% меньше отходов ТКО, чем сейчас!)

Такой подход позволяет перерабатывать более 80% мусора, извлекать ценные и полезные материалы, сокращать промышленные отходы при производстве новых вещей, исключать выделение фильтрата и свалочных газов (метан, сероводород) на полигоне, а впоследствии – извлечь из земли и переработать неперерабатываемые сегодня отходы.

Поделиться в соц. сетях:

Комментирование запрещено