Что предлагает общественное движение!?

Движение “РазДельный Сбор” не только занимается просвещением, но и активно старается изменить систему обращения с отходами на системном законодательном уровне.


«Мы знаем, как удвоить ВВП»

По данным Группа Всемирного банка:  Отсутствие переработки приводит к ежегодной упущенной выгоде свыше 68 млрд руб. Реформирование сектора обращения с ТКО обеспечит рост экономики и качества жизни граждан.

Экономический эффект:

      • возвращение полезных материалов в оборот и экономику страны,  всё это продукты на внутренний (импортозамещение) и внешний рынок;
      • увеличение доходной части региональных и местных бюджетов за счет налогов на прибыль и налога на имущество с создаваемых мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов
      • сокращение отходов производства, которые образуются на этапе добычи и обработки первичных ресурсов до 95%

Социальный эффект включает:

      • создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;
      • чистоту городских и сельских территорий;
      • снижение заболеваемости => экономия денег бюджета на здавоохранение,
      • воспитание бережного отношения к природе;
      • повышение качества жизни, спокойствия населения  => экономия денег бюджета на дополнительную охрану правопорядка во время протестов

Экологический эффект:

      • предотвращение загрязнения атмосферы, грунтовых вод и почвы;
      • экономия исчерпаемых энергоносителей


Предложения по реформе отрасли обращения с отходами в России

У нас есть целый пакет вполне чётких комплексных предложений, которые мы собираем от экспертов, переработчиков, экологов, каждый день дорабатываем и дополняем, в отличие от чиновников, которые тратят миллионы на разработку схемы обращения с отходами в каждом регионе, а в итоге выдают либо фиксацию имеющейся ситуации, либо геноцид населения.

В России нарастает социальная напряженность, связанная с масштабным мусорным кризисом и проблемами в реализации реформы в сфере обращения с отходами; растет недоверие к действиям властей в этой сфере – наряду с экологическими и социально-экономическими рисками и издержками.

Анна Гаркуша, эксперт Ассоциации «РазДельный Сбор» с коллегами провели анализ причин “пробуксовки” реформы обращения с отходами.

Как выйти из “мусорного кризиса”? Тезисы.

Подробно проблемы и способы решения изложены в аналитической записке Анны Гаркуши «Меры по выходу из мусорного кризиса».

Проблема 1. Нормативно-правовая база в сфере обращения с отходами не соответствует федеральному Закону «Об отходах» – не соблюдаются приоритеты госполитики. Нигде не прописаны ТРЕБОВАНИЯ к разработке и реализации стратегии и конкретных мер по предотвращению образования отходов, максимальному использованию сырья и материалов и снижению класса опасности в местах их образования (раздельное накопление отходов, далее РНО). В результате – ставка делается на покупку дорогостоящих сортировочных заводов, сжигание и захоронение хвостов. От внедрения РНО субъекты РФ уклоняются, либо делают это неэффективно, для галочки.

Решение: отраслевые нормативно-правовые акты должны содержать нормы и требования, соответствующие основным направлениям госполитики в сфере обращения с отходами и порядку приоритетов их реализации.

Проблема 2. Интересы региональных операторов противоречат целям реформирования и входят в конфликт с интересами других игроков рынка. Заработок регионального оператора поставлен в прямую зависимость от того, сколько смешанных отходов он вывезет с мест накопления и пропустит через сортировку. Стоимость собранного и извлеченного вторсырья вычитается из тарифа регионального оператора. В результате регоператоры отказываются внедрять РНО и запрещают это делать другим. В то же время, субъекты расширенной ответственности производителя заинтересованы в раздельном накоплении чистого качественного вторсырья для передачи на утилизацию, но не находят поддержки у региональных операторов. Мощности перерабатывающих

Решение: Внести изменения в методику исчисления размера прибыли регионального оператора. Поставитьприбыль регионального оператора в зависимость от количества направленного на утилизацию вторичного сырья.

Проблема 3. Правила коммерческого учета ТКО не соответствуют приоритетам госполитики.

Решение. стимулировать учёт ТКО по фактически накопленным объемам с внедрением раздельного накопления и переработки.

Проблема 4. Запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, неэффективен, так как в перечне идет речь только о незагрязненных отходах, образующихся у юрлиц, и не касается ТКО. Вместо того, чтобы внедрять РНО, субъекты РФ устанавливают на полигонах сортировочные мощности для смешанных отходов.

Решение. Дополнить перечень запрещенных к захоронению отходов отходами полимеров, стекла, бумаги, металла, текстиля и пищевых отходов, входящих в состав ТКО. Внести в “Правила обращения с ТКО” требование организации РНО тех видов отходов, захоронение которых запрещается.

Проблема 5. Механизм реализации расширенной ответственности производителя (РОП) не соответствует основным направлениям госполитики, так как низкие ставки и нормативы, а также принципы группировки видов отходов не стимулируют субъекты РОП инвестировать в отрасль: интенсивно развивать РНО и пункты приема вторсырья от населения, строить перерабатывающие предприятия и работать в направлении отказа от неперерабатываемых или неизвлекаемых отходов.

Решение.

  1. Провести анализ затрат на сбор и утилизацию подлежащих утилизации товаров в разбивке по материалам (все виды полимеров по отдельности + все виды многослойной упаковки по отдельности). 
  2. Установить размеры ставок экосбора на 15% выше уровня реальных затрат на сбор и утилизацию товаров,подлежащих утилизации, с разбивкой по фракционному составу (по видам материалов)
  3. Установить нормативы утилизации товаров, обязательных к утилизации, не менее 50% к 2020 г, и далее увеличивать на 20% ежегодно. 
  4. Изменить перечень товаров, подлежащих обязательной утилизации: внутри групп товаров, тары и упаковки произвести разбивку по материалам, из которых они изготовлены

Проблема 6. Низкие ставки платы за негативное воздействие отходов на окружающую среду продолжают поощрять полигонное захоронение.

Решение. Повысить ставки платы за негативное воздействие ТКО на окружающую среду

Проблема 7. Законодательство полностью игнорирует проблему пищевых отходов, в то время как они составляют треть мусорного ведра россиянина и являются одним из главных факторов негативного влияния на окружающую среду на свалках и полигонах, загрязняют вторичное сырье и снижают эффективность сортировки и досортировки отходов.

Решение.

  1. Ввести раздел в N 89-ФЗ, посвященный обращению с пищевыми и другими компостируемыми отходами.
  2. Ввести запрет на полигонное размещение органических и других компостируемых отходов.
  3. Определить ответственность юридических лиц и региональных операторов за нарушение запрета.
  4. Разработать комплекс мер поддержки для развития отрасли компостирования и получения биогаза из компостируемых отходов.

Проблема 8. Отсутствие национальной стратегии по предотвращению образования отходов, отказа от одноразовых и неперерабатываемых товаров. Инструмент РОП действует неэффективно в направлении стимулирования отказа товаропроизводителей от трудноперерабатываемых материалов; отсутствуют амбициозные целевые показатели по предотвращению образования отходов с увеличением по годам в стратегических федеральных и региональных документах, регламентирующих обращение с отходами; федеральные и региональные органы власти не показывают положительный пример населению по отказу от одноразовых товаров (посуды и т.п). В территориальных схемах запрограммировано увеличение роста образования отходов.

Решение. Внести изменения в нормативно-правовую базу в части РОП (п.5 настоящей записки); разработать и внести в нацпроект “Экология” целевые показатели по предотвращению образования отходов; разработать стратегию по предотвращению образования отходов и перечень первоочередных мер по предотвращению образования отходов.

Проблема 9. Рост социальной напряженности, вызванный высокими тарифами на обращение с ТКО, организацией новых полигонов без принятия мер по снижению и предотвращению образования отходов, отсутствием права выбора способов коммерческого учета ТКО и права участвовать в раздельном накоплении отходов, продвижением экологически опасных технологий прямого мусоросжигания и применения твердого топлива из отходов (RDF), систематическими нарушениями правил проведения общественных обсуждений, недопущением граждан к проведению общественной экологической экспертизы, игнорированием мнения граждан по вопросам выбора стратегии обращения с отходами в регионе. Выражается в различных формах протеста в виде публикаций в соцсетях, обращений в органы власти, проведения митингов и пикетов, запуском онлайн и офлайн петиций, отказа от оплаты услуг регионального оператора.

Решение.

  • Реализовать все вышеописанные предложения.
  • Внести изменения в законодательство о государственной экологической экспертизе в части процедуры проведения и учета результатов общественной экологической экспертизы.
  • Внести изменения в порядок общественного обсуждения содержания Территориальных схем в части усиления инструментов учета мнения граждан. Внести в КоАП РФ меры ответственности органов власти, допускающих нарушение регламента проведения общественных обсуждений.

Успех реформирования сектора ТКО в России зависит от внедрения программно-целевого подхода с четко заданными целевыми показателями на федеральном и региональном уровне, мониторингом и контролем их достижения.


Предотвращение образования отходов. Поставить амбициозные цели по сокращению образования отходов и не бояться их достигать:

    1. Отказ от одноразовых пакетов
    2. Замена неперерабатываемых материалов на легкоперерабатываемые
    3. Формирование новой культуры потребления, отказа от одноразовых вещей
    4. Стимулирование уменьшения количества упаковки

Что делать с уже запланированными МСЗ (мусоросжигательными заводами)?

    1. Перепрофилировать все МСЗ на экотехнопарки с досортировкой вторсырья, собранного в местах образования, и с сортировкой смешанных (первый поток должен расти, второй уменьшаться) и переработкой вторсырья.  К тому времени, как экотехнопарки заработают, – должен быть введен обязательный действующий раздельный сбор отходов на всех контейнерных площадках и придомовых территориях Москвы и Московской области, а желательно и всей России.
    2. Внести соответствующие корректировки в Террсхему Московской области. А Террсхему Москвы вообще разработать, ибо сейчас это просто отписка для галочки.

А как же поступить с деньгами на МСЗ? Инвестор уже страшно хочет потратиться.

Так как в основе этой “пирамиды” лежит госкорпорация, имеет смысл Правительству с ней договориться и вместо МСЗ построить экотехнопарки, где ничего не будут сжигать, а будут сортировать смешанное и досортировывать раздельно собранное, и там же на месте доводить вторсырье до кондиции ликвидного . Внести при этом корректировки в Территориальные схемы Москвы, Московской области и Татарстана. Тем более, что все равно в год экологии Росприроднадзор от всех регионов это потребует.


Предложения для Москвы.

Отправляйте в электронную приёмную Правительства Москвы 

  1. Пересмотреть государственные контракты по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами
    1. добавить целевой показатель “доля отходов, собранных селективно, по видам отходов”
    2. показатель должен быть амбициозным и расти по годам
    3. отдельно ввести целевые показатели по обработке, утилизации, обезвреживаию: целевой показатель по утилизации должен включать переработку, но не сжигание отходов и должен неуклонно расти; целевой показатель по обработке должен видоизменяться в соответствии с развитием раздельного сбора вторичных материальных ресурсов; а обезвреживать мы должны немного, и только компостируемые отходы – путем компостирования и получения биогаза
    4. сделать мотивацию для исполнения контрактов путём достижения целевых показателей, а не по вывозу смешанных отходов на полигоны и мусоросжигательные заводы
  2. Обеспечить обязательное соответствие  федеральной иерархии обращения с отходами в территориальной схеме обращения с отходами Москвы и региональной программе
  3. Внести изменения в территориальную схему обращения с отходами в Москве:
    1. повысить эффективность раздельного сбора с привлечением экспертов общественных организаций; 
    2. внедрение системы сбора опасных отходов от физических лиц (батарейки, ртутьсодержащие лампы и градусники, медицинские отходы, автомобильные отходы, бытовая химия и т.п.)
  4. Закрытие действующих мусоросжигательных заводов и принятие моратория на открытие новых мусоросжигательных заводов в Москве.
  5. Обеспечение прозрачности отрасли обращения с отходами (доступ представителей общественных организаций и СМИ на сортировочные станции, к данным о выбросах, количестве собираемых отходов  и т.п.)

10 требований к московским властям

Для создания эффективной системы раздельного сбора отходов от населения в Москве принять следующие меры:

  1. Изменить схему размещения контейнеров для РСО во дворах с использованием отдельно стоящих сеток для сбора вторсырья. Использовать положительный опыт Московской области, САО, ЦАО и ВАО г. Москвы, демонстрирующий высокую эффективность сеток по сравнению с контейнерами.

  2. Организовать эффективное просвещение населения с широкой демонстрацией всех этапов сбора, сортировки и переработки вторсырья вплоть до изготовления готовых изделий.

  3. Изменить регламент работы персонала управляющих компаний, отвечающих за сбор отходов и работу контейнерных площадок в соответствии с новой схемой сбора отходов. Запретить сброс смешанных отходов из мусоропроводов и смета в контейнеры для РСО.

  4. Организовать на местах просвещение работников управляющих компаний, отвечающих за реализацию сбора вторсырья, с привлечением экспертов и общественных организаций.

  5. Разработать меры ответственности сотрудников управляющих компаний и регионального оператора за нарушение регламента обращения с контейнерами РСО. Внести изменения в КОАП г.Москвы

  6. Разработать дорожную карту повышения эффективности раздельного сбора отходов в Москве в перспективе нескольких лет. Дорожная карта должна включать увеличение количества перерабатываемых фракций вторсырья, повышение эффективности их переработки с целевыми показателями по каждой фракции на каждый год. Включить в дорожную карту поэтапное внедрение

    сбора опасных отходов от населения, среди которых медицинские отходы, шины, электротехника, химических источников питания (батарейки, аккумуляторы), градусники, опасные химические отходы (лакокрасочные изделия, косметика, бытовая химия, растворители, масла);

    сбора во дворах макулатуры и картона для исключения их загрязнения пищевыми отходами и быстрого перезаполнения однокубовых контейнеров объемными картонными коробками;

    сбора пищевых отходов с присоединением системы сбора экскрементов домашних животных и листового опада.

  7. Разработать план по внедрению раздельного сбора в муниципальных учреждениях, включая установку контейнеров для раздельного сбора внутри помещений, информирование посетителей; обеспечить финансирование такого внедрения.

  8. Разработать методические рекомендации по внедрению раздельного сбора в коммерческих организациях с учетом их специфики.

  9. Привлечь для разработки инструкций, методических материалов экспертов профильных общественных организаций.

  10. Обеспечить доступ независимых общественных организаций на объекты сортировки, перегрузки, обработки и утилизации раздельно собранных отходов с целью общественного контроля.

 

Поделиться в соц. сетях:

Комментирование запрещено