Про раздельный сбор и фандоматы (в Ленинградской области).

Чуть ли не каждый день мы слышим о том, что “вот было бы хорошо, как Финляндии: сдаешь бутылочку в автомат, а тебе денежка… Ну, хоть бы вот в нашем поселке сделали бы …..” Пора простыми словами рассказать про такую сложную вещь, как залоговая стоимость тары. И не только про нее.

Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти движения «РазДельный Сбор»

89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепил иерархию обращения с отходами, в первых строках которой идет предотвращение образования отходов, повторное использование и “снижение класса опасности отходов в местах их образования». В Федеральном классификаторе отходов четко прописано, что отходы бумаги, полимеров, стекла, металлов и даже отходы пищевые от жилищ раздельно собранные – это 5 класс опасности (неопасные). Если же это – коммунальные отходы от жилищ, т.е. перемешанные, то это уже 4 класс опасности. Поэтому видно не вооруженным глазом, что снижать класс опасности отходов можно только через раздельный сбор отходов в местах их образования. И, следовательно, развивая систему раздельного сбора отходов (РСО), правительство региона в первую очередь будет реализовывать направления госполитики в сфере обращения с отходами.

Вторая задача, которая решается при использовании системы РСО – максимальный возврат отходов в хозяйственный оборот и сокращение количества отходов, поступающих на свалки.
В соответствии с заложенными в законодательство инструментами, такой возврат отходов в хоз оборот происходит двумя путями:
1) это развитие системы придомового РСО;
2) реализация предприятиями своей расширенной ответственности производителя (РОП).

Что это значит? Это значит, что уже существует, и постоянно будет пополняться перечень продукции, которую производители будут обязаны утилизировать самостоятельно или уплачивать экосбор в бюджет на их утилизацию. Нормы утилизации постепенно тоже растут. Например, по стеклотаре в 16 году это было 5%, в 17 -10% и т.д.

Почему производителям выгоднее самостоятельно утилизировать свою продукцию? По двум причинам:
1) затраты на создание инфраструктуры для сбора тары и ее обслуживание меньше, чем экосбор;
2) все деньги от экологического сбора поступают в единый (великий и могучий) госбюджет, и оттуда уже могут не пойти на поддержку конкретных направлений, во всяком случае, в это мало кто верит. На сегодняшний день, предложения от полимерщиков, стекольщиков и т.п. о создании специализированных фондов Минфином не поддерживаются.
Сбор тары в рамках реализации РОП крупные компании могут осуществлять также по двум направлениям:
1)через своих отраслевых операторов развивать придомовой РСО;
2)создавать отдельную инфраструктуру для сбора вторсырья от населения через сеть приемных пунктов в общедоступных местах.
Здесь хочется поподробнее остановиться на фандоматах, которые так всем нравятся в Финляндии. Через одного человека слышу я хвалу такой хорошей системе: приходишь в магазин, кладешь в аппарат бутылочку и получаешь за нее чек, который можно отоварить или обналичить на ближайшей кассе.

Система эта работает через залоговую стоимость тары (ЗСТ) и также является одним из инструментов реализации РОП. Чтобы ЗСТ заработала, должны быть выполнены несколько условий:
1)Все производители продукции, выпускающие на рынок данный вид(ы) тары должны объединиться;
2)Система должна быть введена на всей территории РФ и для всех без исключения товаров в такой таре;
3)величина залоговой стоимости тары должны составлять не менее 30% от стоимость самой продукции.
Рассмотрим на примере. Предположим, бутылка Кока-Колы стоит 50 рублей. Вводится залоговая стоимость тары размером 20 рублей и с этого момента бутылка КК будет стоить 70 рублей. Но для покупателя эта стоимость м.б. по-прежнему 50 руб., если он после употребления КК пойдет и сдаст бутылку в фандомат. Теперь представьте ситуацию, что только КК ввела ЗСТ. Ее продукция стала стоить на рынке 70 рублей, а какой нибудь Спрайт будет стоить по-прежнему 50 руб. Несправедливость налицо. Или например, залоговая стоимость будет не 30%, а 3%. Кто захочет за 2 рубля бегать сдавать эти бутылки? Не так много людей. Примером может послужить компания “Рекавергрин”, которая в некоторых сетевых магазинах осуществляет такой прием тары. Сдают ее только малоимущие и сильно идейные люди, которых, кстати, немало. И последнее. Представим себе, что ЗСТ вводится в одном единственном регионе, например, в ЛО. Тогда бутылки из под КК и других напитков, купленные за 50 рублей в Санкт-Петербурге, будут сдаваться предприимчивыми жителями за 20 рублей в областных фандоматах, где эти напитки стоили 70 рублей. Если вы бывали в Финляндиии, и пытались сдать в фандоматы алюминиевые банки из под пива, купленного со скидкой в дюти-фри, вы понимаете, о чем я говорю.

Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
На территории ЛО НАДО внедрять раздельный сбор отходов, тк. это не прихоть, а действие в соответствии с законодательством;
Следует предоставить возможности для компаний реализовывать свою РОП.

Закономерный вопрос: а куда же сдавать раздельно собранные отходы? Кому они нужны? Есть ли у нас предприятия, перерабатывающие все фракции? В регионе есть отрасль вторичной переработки, и на сегодняшний день ее мощности недозагружены. Задача для Управления по обращению с отходами – исследовать состояние дел в этой отрасли, на сколько еще хватит имеющихся мощностей и как интенсивно надо ее развивать, когда мы запустим систему РСО.

Автор – Анна Гаркуша, руководитель направления по взаимодействию с органами власти движения «РазДельный Сбор»

Комментирование запрещено